Достоинство и права

7 апреля 2017 года Директор НИИ, доктор юридических наук, профессор М. Когамов выступил в качестве модератора заседания дискуссионного Клуба по проекту «Достоинство и права», организованному ЮСАИД, МОМ, ОО «Қадір-қасиет» ( Астана, отель «Гранд Парк Есиль»).

Тема программы заседания касалась прав лиц, водворенных в специальные учреждения ОВД и отбывающих наказание в местах лишения свободы.

В контексте подготовки к заседанию Клуба профессором М. Когамовым по обращению ТОО «Қадір-қасиет» были подготовлены два анализа действующего права РК в части эффективности правового регулирования деятельности приемников-распределителей и специальных приемников органов внутренних дел, в которых получили рассмотрение и обоснование проблемные вопросы по состоянию защиты ключевых прав лиц, содержащихся в специальных учреждениях ОВД.

Данные анализы и выявленные в ходе их разработки закономерности в части полноценного обеспечения прав человека и гражданина, содержащегося в специальных учреждениях ОВД, были положены в основу заседания Клуба.

Отдельному обсуждению подверглась статья 10 УИК РК, касающаяся основных прав осужденных лиц.

Ниже приводятся тексты анализов действующего законодательства РК, регулирующего права лиц, содержащихся в приемниках-распределителях и специальных приемниках ОВД страны (Приложения № 1, № 2), а также фотофрагменты заседания Клуба.

 

Приложение № 1

Анализ законодательства,

регламентирующего права лиц, водворенных в приемники-распределители

органов внутренних дел Республики Казахстан

г. Астана

21 февраля 2017 года

Согласно ст. 7 ЗРК от 23 апреля 2014 года «Об органах внутренних дел» и ст. 9-1 ЗРК от 30 марта 1999 года «О порядке и условиях содержания лиц в специальных учреждениях, обеспечивающих временную изоляцию от общества» приемники–распределители структурно входят в местную полицейскую службу системы органов внутренних дел.

Правовые основы деятельности приемника-распределителя, а также  права и обязанности содержащихся в нем лиц регламентируются ЗРК от 30 марта 1999 года «О порядке и условиях содержания лиц в специальных учреждениях, обеспечивающих временную изоляцию от общества». В этой связи деятельность приемников-распределителей не регулируется нормами КоАП РК от 5 июля 2014 года.

Собственно, порядок и организация деятельности приемников-распределителей, их внутренний распорядок определяются Министерством внутренних дел Республики Казахстан (см. «Об утверждении Правил организации деятельности приемников-распределителей органов внутренних дел»: Приказ МВД РК от 23 мая 2011 года № 233;  «Об утверждении Правил внутреннего распорядка приемников-распределителей органов внутренних дел»: Приказ МВД РК от 9 января 2012 года № 10).

Подпункт 8) ст. 2 ЗРК от 30 марта 1999 года определяет понятие приемника-распределителя следующим образом:

— это специальное учреждение органов внутренних дел,

— предназначенное для приема и содержания лиц, не имеющих определенного места жительства и (или)

— документов, удостоверяющих личность,

— при отсутствии в их действиях признаков уголовных и административных правонарушений и

— невозможности установления их личности иными способами.

Согласно пп. 1 п. 4 Правил внутреннего распорядка приемников-распределителей лицом, не имеющим определенного места жительства, считается лицо, не имеющее регистрации по месту жительства или жилища на территории Республики Казахстан.

 

Перечень документов, удостоверяющих личность, отсутствие которых при наличии оснований может служить поводом для водворения лица в приемник-распределитель, приведен в ст. 6 ЗРК от 29 января 2013 года «О документах, удостоверяющих личность» и не может быть произвольно расширен.

Из практики работы органов внутренних дел следует, что лицами, не имеющими определенного места жительства и (или) документов, удостоверяющих личность, являются внутренние и внешние мигранты, то есть граждане РК, иностранцы, лица без гражданства.

Совокупность норм, регламентирующих содержание указанных выше лиц в приемниках-распределителях, закрепляет глава 3-1 ЗРК от 30 марта 1999 года (ст.ст. 46-1–46-5).

По смыслу норм главы 3-1, прежде всего, водворение лица в приемник-распределитель (его приём) при наличии оснований производится на основании постановления органа внутренних дел, в котором данное лицо может находиться без санкции суда до 48 часов. Затем при невозможности установления места жительства и (или) личности лица в течение сорока восьми часов с момента задержания органы внутренних дел направляют в суд постановление о применении в отношении такого лица превентивного ограничения свободы передвижения.

Подпункт 4) ст. 5 ЗРК от 30 марта 1999 года устанавливает в качестве основания для помещения в приемник-распределитель лиц, не имеющих определенного места жительства и (или) документов, удостоверяющих личность, постановление органа внутренних дел о применении превентивного ограничения свободы передвижения, санкционированное судом.

После получения санкции суда постановление немедленно объявляется под расписку лицу, не имеющему определенное место жительство и (или) документов, удостоверяющих личность. Лицо, не имеющее определенного места жительства и (или) документов, удостоверяющих личность, может находиться в приемнике-распределителе с санкции суда о применении превентивного ограничения свободы передвижения до тридцати суток.

Превентивное ограничение свободы передвижения является мерой индивидуальной профилактики правонарушений в отношении лица, не имеющего определенного места жительства и (или) документов, удостоверяющих личность, состоящей в его временной изоляции в специальном учреждении органов внутренних дел (ст. 29 ЗРК от 29 апреля 2010 года «О профилактике правонарушений», пп. 2 п. 4 Правил внутреннего распорядка приемников-распределителей), то есть данная мера не относится к числу видов административного взыскания (ст. 41 КоАП).

В случае отказа суда санкционировать постановление о применении превентивного ограничения свободы передвижения такое лицо немедленно освобождается из приемника-распределителя.

Данное лицо подлежит освобождению из приемника-распределителя и ранее санкционированного судом срока в случаях: 1) установления личности; 2) установления причастности к совершению уголовных и административных правонарушений; 3) установления лица несовершеннолетнего возраста с направлением в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, в центры адаптации несовершеннолетних.

Следует иметь в виду, что при помещении иностранцев в приемники-распределители об этом немедленно письменно извещается Генеральная прокуратура, Министерство иностранных дел, Комитет национальной безопасности и Министерство внутренних дел Республики Казахстан.

Как правило, каждое лицо, доставленное и помещенное в приемник-распределитель, подвергается личному досмотру, медицинскому освидетельствованию, санитарной обработке, дактилоскопируется и фотографируется.

Лицо, не имеющее определенного места жительства и (или) документов, удостоверяющих личность, помещенное в приемник-распределитель, подвергается обязательной проверке с целью установления личности в порядке, утверждаемом Министерством внутренних дел Республики Казахстан по согласованию с Генеральной прокуратурой Республики Казахстан (см. «Об утверждении Правил проведения мероприятий по установлению личности в приемниках-распределителях органов внутренних дел»: Приказ МВД РК от 23 мая 2011 года № 231).

В качестве целей данной проверки Приказ МВД от 23 мая 2011 года № 231 определяет не только установление личности лиц, помещенных в приемник-распределитель, но и выявление среди них лиц, причастных к преступлениям, находящихся в розыске и без вести пропавших граждан.

Вместе с тем этот и другие приказы МВД, приводимые в анализе, не закрепляют в качестве дополнительной цели результатов такой проверки принятие мер по документированию граждан, по разным причинам не имеющим документов, удостоверяющих личность. Тогда как обеспечение граждан при наличии оснований временным удостоверением личности, действительным на срок до трех месяцев, до выдачи нового прямо предусмотрено п. 4 ст. 4 ЗРК от 29 января 2013 года «О документах, удостоверяющих личность».

Гуманными соображениями продиктованы нормы ЗРК от 30 марта 1999 года о том, что при освобождении из приемника-распределителя лицам, не имеющим определенного места жительства и (или) документов, удостоверяющих личность, на время проезда к месту дальнейшего устройства выдаются сухой паек по нормам питания, предусмотренным для содержания в приемнике-распределителе, и справка об освобождении по форме (см. Приложение № 6 к Правилам внутреннего распорядка приемников-распределителей).

При освобождении лица, не имеющего определенного места жительства, в течение двадцати четырех часов с момента освобождения об этом в письменной форме уведомляются прокурор, суд и центр социальной адаптации.

Кстати, о справке, подтверждающей пребывание и освобождение лица из приемника-распределителя. Она констатирует факт установления личности и выдается только на период следования по маршруту до места жительства лица. И не более того.

Отдельными статьями ЗРК от 30 марта 1999 года закреплен режим содержания для лица, помещенного в приемник-распределитель, а также определена его правосубъектность, то есть права и обязанности.

Анализ прав лица, содержащегося в приемнике-распределителе, закрепленных ЗРК от 30 марта 1999 года, показал, что они носят общий, неконкретный характер и не содержат таких фундаментальных прав, как права на общение с членами семьи, переписку с ними, а также с адвокатом.

Такой вывод также следует из сопоставления норм ст. 46-5 ЗРК от 30 марта 1999 года «Права и обязанности лиц, содержащихся в приемниках-распределителях» с нормами Приказа МВД РК от 9 января 2012 года № 10 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка приемников-распределителей органов внутренних дел», которое показывает, что нормы Правил аналогично не предусматривают прав лица, помещенного в приемник–распределитель, на общение с семьей, переписку с членами семьи и получение юридической помощи адвоката.

Все, на что лицо, помещенное в приемник-распределитель, может рассчитывать, это возможность его посещения, в том числе по его обращению (жалобе) участниками национального превентивного механизма (НПМ) и членами общественных наблюдательных комиссий (ОНК), что вытекает из смысла норм ст.ст. 46-13, 50-51 ЗРК «О порядке и условиях содержания лиц в специальных учреждениях, обеспечивающих временную изоляцию от общества».

Однако, и в этом его особенность, общественный контроль, осуществляемый членами ОНК, заключается в оказании содействия лицам, содержащимся в специальных учреждениях, в осуществлении их прав и законных интересов только в части условий содержания, медико-санитарного обеспечения, организации труда, досуга и обучения, предусмотренных законодательством Республики Казахстан (выделено экспертом).

По существу, можно констатировать фактически и юридически существенное ограничение, умаление конституционных прав и свобод человека, признаваемых и гарантируемых государством в соответствии с Конституцией, допускаемые законодательством и правоприменителями в отношении лиц, находящихся в указанном специальном учреждении органов внутренних дел.

Действующий правовой статус этих лиц определенно указывает на несоответствие национального законодательства в области правового регулирования деятельности приемника-распределителя нормам Свода принципов защиты всех лиц, подвергающихся задержанию или заключению в какой бы то ни было форме, утвержденного резолюцией ГА ООН от 9 декабря 1988 года.

Необходимо отметить, что Свод принципов не противоречит нормам МПГПП, на что особо обращается внимание в норме его заключительного раздела «Общее положение»: «Ничто в настоящем Своде принципов не должно истолковываться в смысле ограничения или отхода от любого права, как оно определено в Международном пакте о гражданских и политических правах».

Согласно же пп. b) раздела «Употребление терминов» Свода принципов слова «задержанное лицо» означают любое лицо, лишенное личной свободы не в результате осуждения за совершение правонарушения».

Представляется, что данный международный термин вполне соответствует правовому статусу лиц, находящихся в приемниках-распределителях.

Свод принципов содержит ряд норм – идей, предусматривающих право задержанного лица на получение всесторонней юридической помощи со стороны адвоката в форме консультирования и связи с ним без промедления или цензуры и в условиях полной конфиденциальности. Так, свидания задержанного с его адвокатом могут иметь место в условиях, позволяющих должностному лицу правоохранительных органов видеть их, но не слышать и т.д. (принципы 17-18, 23, 25, 32, 33).

Большое значение Свод принципов придает праву задержанного на посещение членами семьи и переписку с ними, включая право уведомления членов его семьи или других соответствующих лиц по его выбору о его задержании или же о переводе и о месте, в котором оно содержится (принципы 16, 19).

Следовательно, признаваемые и гарантируемые Сводом принципы, заключающиеся в получении вышеуказанными лицами юридической помощи со стороны адвоката, а также обеспечении права на их посещение членами семьи, переписку с ними, исходя также из общего смысла и принципов Конституции (аналогии права) и действующего права Республики Казахстан, должны, вне всякого сомнения, безотлагательно применяться в практике работы этого специального учреждения органов внутренних дел.

Краткие выводы по итогам анализа законодательства, регламентирующего деятельность приемников-распределителей органов внутренних дел.

Первое. В качестве существенного пробела законодательства о приемниках-распределителях следует указать на то, что их деятельность выпала «из поля зрения» Кодекса РК об административных правонарушениях и фрагментарно регулируется нормами ЗРК от 30 марта 1999 года и соответствующими подзаконными актами МВД РК.

Второе. Отсюда, превентивное ограничение свободы передвижения, санкционируемое судом до 30 суток, предусмотренное ЗРК от 30 марта 1999 года и ЗРК от 29 апреля 2010 года, будучи мерой индивидуальной профилактики правонарушений, не относится к мерам административного взыскания.

Кроме того, из норм перечисленных Законов не ясно, является ли данный срок максимальным, подлежит ли он продлению в случае не установления личности лица и как следует поступать с лицом в случае истечения 30 суток пребывания в приемнике-распределителе.

Наконец, может ли лицо, однажды помещенное в приемник-распределитель,  вновь быть туда водворенным по тем же основаниям.

Третье. В качестве пробела ведомственных приказов МВД, регламентирующих организацию и деятельность приемников-распределителей, который следует устранить, необходимо назвать непринятие персоналом учреждения мер по результатам проверки лица с целью установления личности к его документированию в случае водворения по причине отсутствия документов, удостоверяющих личность. Срока до 30 суток вполне достаточно, чтобы обеспечить лицо (гражданина РК) соответствующим документом, удостоверяющим его личность.

Четвертое. В контексте изложенного выше, при выдаче справки об освобождении из приемника-распределителя иностранцу целесообразно также выдавать на руки заверенные копии консульских, дипломатических документов, а также документов любых национальных или международных организаций, занимающихся их защитой, подтверждающих его личность, полученные специальным учреждением в ходе проведения проверочных мероприятий. Это позволит последнему избежать ненужных конфликтов с законом и споров с правоприменителями до момента, пока он не покинет страну пребывания.

Кроме того, в справке об освобождении следует предусмотреть срок ее действия. Это дисциплинирует ее обладателей при движении к месту назначения и способствует достижению  целей выдачи.

Пятое. В силу неурегулированности ЗРК от 30 марта 1999 года права на квалифицированную юридическую помощь лица, помещенные в приемники-распределители, фактически и юридически не имеют прямого права на получение квалифицированной юридической помощи адвоката и, наоборот, адвокаты не имеют доступа к данным лицам для оказания им юридической помощи и не особенно стремятся ее оказывать.

Шестое. Аналогично ЗРК от 30 марта 1999 года и вышеупомянутыми приказами МВД РК не решен вопрос о праве задержанного лица на общение с членами его семьи и переписку с ними, что может иметь существенное значение для  поддержания и восстановления семейных и иных социально-позитивных связей.

Нахождение лица в условиях временной изоляции в помещении приемника-распределителя сроком до 30 суток только на основании отсутствия определенного места жительства и (или) документов, удостоверяющих личность, близко по своей юридической природе  административному правонарушению, предусмотренному нормами ст. 492 КоАП РК «Проживание в РК без регистрации либо без документов, удостоверяющих личность».

Однако этого нельзя сказать о юридических санкциях норм ЗРК от 30 марта 1999 года и ст. 492 КоАП. За нарушения, предусмотренные нормами ст. 492 КоАП, допускается применение только штрафа, в том числе в кратном размере.

В этой части для отграничения данных правонарушений целесообразно принять специальное нормативное постановление Верховного Суда либо внести ясность в диспозицию соответствующих норм ЗРК от 30 марта 1999 года и в ст. 492 КоАП.

Седьмое.  В отличие от ст. 414 УК «Заведомо незаконное задержание, заключение под стражу или содержание под стражей» УК не содержит специальной статьи об уголовной ответственности должностных лиц правоохранительных органов за незаконный прием и помещение лица в приемник-распределитель. Следовательно, уголовная ответственность должностных лиц в подобных случаях может наступать лишь по статьям УК, регламентирующим злоупотребление служебным положением либо превышение власти или должностных полномочий.

В целом можно констатировать, что законодательство, регулирующее деятельность вышеуказанного специального учреждения органов внутренних дел, как не соответствующее фундаментальным международным и конституционным правам личности, лишенной личной свободы в превентивном порядке, нуждается в безотлагательной коррекции в сторону усиления его правозащитных начал.

 

Эксперт

доктор юридических наук, профессор                                                             М. Когамов

 Приложение № 2

 Анализ законодательства, регламентирующего

права лиц, водворенных в специальные приемники

органов внутренних дел Республики Казахстан

 г. Астана

01 марта 2017 года

Согласно ст. 7 ЗРК от 23 апреля 2014 года «Об органах внутренних дел» и ст. 9-1 ЗРК от 30 марта 1999 года «О порядке и условиях содержания лиц в специальных учреждениях, обеспечивающих временную изоляцию от общества» специальные приемники структурно входят в местную полицейскую службу системы органов внутренних дел.

Правовые основы деятельности специального приемника, а также  права и обязанности содержащихся в нем лиц регламентируются ЗРК от 30 марта 1999 года «О порядке и условиях содержания лиц в специальных учреждениях, обеспечивающих временную изоляцию от общества».

Однако в отличие от деятельности приемников-распределителей деятельность специальных приемников регулируется нормами КоАП РК от 5 июля 2014 года в части исполнения постановления об административном аресте (см. ст. 913 КоАП).

В частности, в ст. 913 КоАП предусмотрено, что постановление судьи об административном аресте приводится в исполнение органами внутренних дел и органами военной полиции в порядке, установленном законодательством РК (ч. 1). Лица, подвергнутые административному аресту содержатся под стражей  в местах, определяемых органами внутренних дел (ч. 2). И дальше. Отбывание административного ареста производится по правилам, установленным законодательством РК (ч. 3).

Собственно, изложение порядка и организации деятельности специальных приемников, их внутреннего распорядка определяется Министерством внутренних дел Республики Казахстан (см. «Об утверждении Правил организации деятельности специальных приемников органов внутренних дел»: Приказ МВД РК от 23 мая 2011 года № 232;  «Об утверждении Правил внутреннего распорядка специальных приемников»: Приказ МВД РК от 9 января 2012 года № 11).

Подпункт 1) ст. 2 ЗРК от 30 марта 1999 года определяет понятие специального приемника следующим образом:

— это специальное учреждение органов внутренних дел,

— предназначенное для приема и содержания лиц, подвергнутых административному аресту на срок до 30 суток и более (ст. 50 КоАП).

Совокупность норм, регламентирующих содержание лиц в специальных приемниках, закрепляет глава 3-2 ЗРК от 30 марта 1999 года (ст.ст. 46-6–46-9).

Основанием для приема в специальный приемник лиц, подвергнутых административному аресту, является наличие, прежде всего, постановления судьи об аресте, подписанного им лично и скрепленного печатью суда (пп. 1 п. 1 ст. 46-6 Закона).

В этой связи дежурным по специальному приемнику при приеме лица, подвергнутому административному аресту, проверяется наличие не только данного постановления, но и документа, удостоверяющего личность лица, подвергнутого административному аресту (пп. 3 п. 6 Правил внутреннего распорядка специальных приемников органов внутренних дел).

Дежурный обязан сверить соответствующие записи в постановлении судьи об аресте с данными о личности доставленного, проверить наличие вещей, перечисленных в протоколе досмотра, и провести регистрацию в Журнале регистрации лиц, доставленных в специальный приемник (п. 7 Правил внутреннего распорядка специальных приемников органов внутренних дел).

Принципиально, что о помещении лиц, подвергнутых административному аресту, в специальный приемник или направлении в соответствующие медицинские организации администрация специального приемника в течение суток извещает их близких родственников по месту жительства (п. 3 ст. 46-6).

Также важно, что не подвергаются цензуре обращения лиц, подвергнутых административному аресту, адресованные в суд, органы прокуратуры или другие государственные органы, то есть они не рассматриваются и направляются по адресу в течение двадцати четырех часов со времени их подачи (п. 4 ст. 46-6).

Отдельной статьей Закона от 30 марта 1999 года прописан режим содержания лиц в специальных приемниках.

Правосубъектность административно арестованных лиц – отдельная тема Закона от 30 марта 1999 года.

Пункт 1 ст. 46-8 закрепляет исключительно права лиц, подвергнутых административному аресту, то есть то, что должны неукоснительно обеспечивать администрация и персонал специального приемника.

Это право административно арестованных: 1) получать информацию о своих правах и обязанностях, режиме содержания в специальном приемнике, порядке подачи предложений, заявлений и жалоб; 2) на личную безопасность в период нахождения в специальном приемнике; 3) получать материально-бытовое и медико-санитарное обслуживание по нормам, утверждаемым правилами внутреннего распорядка в специальном приемнике; 4) получать письма, посылки, бандероли и передачи; 5) на восьмичасовой сон в ночное время; 6) на ежедневную прогулку не менее двух часов в день; 7) отправлять религиозные обряды – при условии соблюдения правил внутреннего распорядка в специальном приемнике и прав других лиц; 8) обращаться к администрации специального приемника, в органы прокуратуры, суд по вопросам нарушения своих прав и законных интересов.

Более детально данные права рассмотрены в пунктах 19-41 Правил внутреннего распорядка специальных приемников.

Таким образом, среди прав есть право только на получение писем, в том числе от членов семьи, но не на переписку с ними.

Также отсутствует право на свидание с членами семьи и с адвокатами по их административному делу.

Круг  же обязанностей Законом от 30 марта не регулируется, в ст. 46-8 они не очерчены, не установлены. Норма п. 2 ст. 46-8 отсылает в этой части к Правилам внутреннего распорядка в специальном приемнике, нормы которого должны соблюдать административно арестованные лица.

Все обязанности, по существу, сводятся к положениям, изложенным в п.п. 13–18 Правил внутреннего распорядка специальных приемников о том, что каждое лицо, помещенное в специальный приемник, подвергается полному личному досмотру, медицинскому освидетельствованию, дактилоскопированию, фотографированию, после чего ознакамливается под подпись с внутренним распорядком в специальном приемнике до освобождения и т.д.

Таким образом, лицо, помещенное в специальный приемник, может рассчитывать, на его посещение, в том числе по его обращению (жалобе) участниками национального превентивного механизма (НПМ) и членами общественных наблюдательных комиссий (ОНК), что соответствует смыслу норм ст.ст. 46–13, 50–51 ЗРК «О порядке и условиях содержания лиц в специальных учреждениях, обеспечивающих временную изоляцию от общества».

Однако стоит напомнить о том, что общественный контроль, осуществляемый членами ОНК, заключается в оказании содействия лицам, содержащимся в специальных учреждениях, в осуществлении их прав и законных интересов только в части условий содержания, медико-санитарного обеспечения, организации труда, досуга и обучения, предусмотренных законодательством Республики Казахстан (выделено экспертом).

По существу, фактически и юридически существенное ограничение, умаление конституционных прав и свобод человека, признаваемых и гарантируемых государством в соответствии с Конституцией, допускается законодательством и правоприменителями в отношении лиц, находящихся в специальном приемнике органов внутренних дел.

Действующий правовой статус административно арестованных лиц определенно указывает на несоответствие национального законодательства в области правового регулирования деятельности приемника-распределителя нормам Свода принципов защиты всех лиц, подвергающихся задержанию или заключению в какой бы то ни было форме, утвержденного резолюцией ГА ООН от 9 декабря 1988 года.

Необходимо отметить, что Свод принципов не противоречит нормам МПГПП, на что особо обращается внимание в норме его заключительного раздела «Общее положение»: «Ничто в настоящем Своде принципов не должно истолковываться в смысле ограничения или отхода от любого права, как оно определено в Международном пакте о гражданских и политических правах».

Согласно же пп. с) раздела «Употребление терминов» Свода принципов слова «заключенное лицо» означают любое лицо, лишенное личной свободы в результате осуждения за совершение какого-либо правонарушения». Представляется, что данный международный термин вполне соответствует правовому статусу лиц, находящихся в специальных приемниках.

Свод принципов содержит ряд норм–идей, предусматривающих право заключенного лица на получение всесторонней юридической помощи со стороны адвоката в форме консультирования и связи с ним без промедления или цензуры и в условиях полной конфиденциальности. Так, свидания находящегося в заключении лица с его адвокатом могут иметь место в условиях, позволяющих должностному лицу правоохранительных органов видеть их, но не слышать и т.д. (принципы 17–18, 23, 25, 32, 33).

Большое значение Свод принципов придает праву находящегося в заключении лица на посещение членами семьи и переписку с ними, включая право уведомления членов его семьи или других соответствующих лиц по его выбору о заключении или же о переводе и о месте, в котором оно содержится (принципы 16, 19).

Аналогично трактуют и рассматривают данные вопросы Минимальные стандартные правила ООН в отношении обращения с заключенными (Правила Нельсона Манделы) (Резолюция ГА ООН 70/175, приложение, принятая 17 декабря 2015 года) (см., в частности, Правила 58, 59, 61, 68, 106).

Следовательно, признаваемые и гарантируемые Сводом, а также Правилами Нельсона Манделы, соответственно, принципы и правила, заключающиеся в получении вышеуказанными лицами юридической помощи со стороны адвоката, а также обеспечении права на их посещение членами семьи, переписку с ними, исходя также из общего смысла и принципов Конституции (аналогии права) и действующего права Республики Казахстан, должны, вне всякого сомнения, безотлагательно применяться в практике работы специальных приемников органов внутренних дел.

 Краткие выводы

Первое. В качестве существенного пробела законодательства о специальных приемниках следует указать, что их деятельность лишь фрагментарно регулируется Кодексом РК об административных правонарушениях, а также недостаточно развернуто нормами ЗРК от 30 марта 1999 года и соответствующими подзаконными актами МВД РК.

Второе. В силу неурегулированности ЗРК от 30 марта 1999 года права на квалифицированную юридическую помощь лица, помещенные в специальные приемники, фактически и юридически не имеют прямого доступа к получению квалифицированной юридической помощи адвоката и, наоборот, адвокаты, не имеют доступа к данным лицам для оказания им юридической помощи. И это происходит на фоне прямых предписаний КоАП, содержащего совокупность норм, регулирующих участие защитника по делам об административных правонарушениях (ст.ст. 748–752). В числе причин, объясняющих неразъяснение лицу его прав и обязанностей уже в момент его задержания, отсутствие по этому поводу соответствующих правил в КоАП. Поэтому принципиально  предусмотреть в КоАП разъяснение лицу права на приглашение защитника, право хранить молчание и т.д. уже в момент его фактического задержания, как это предусмотрено в УПК (ч. 1 ст. 131).

Вышеуказанные вопросы позволит снять принятие соответствующего Меморандума о сотрудничестве между Комитетом административной полиции и Союзом адвокатов страны по вопросам доступа к правосудию лиц, водворенных в ИВС, специальные приемники, приемники распределители (см. пп. 11 п. 1 Итогового протокола общественного слушания, проведенного Общественным советом по вопросам деятельности органов внутренних дел РК 23 февраля 2017 года на тему: «Профилактика наркомании, в том числе в пенитенциарной системе: опыт, проблемы, решения. Совершенствование антинаркотического законодательства»).

Третье. Аналогично ЗРК от 30 марта 1999 года и вышеупомянутыми приказами МВД РК не решен вопрос о праве задержанного лица на общение с членами его семьи и переписку с ними, что существенно сказывается  на уровне сохранения, поддержания и восстановления семейных и иных социально-позитивных связей.

Четвертое. В целом можно констатировать, что законодательство, регулирующее деятельность вышеуказанного специального учреждения органов внутренних дел, как не соответствующее фундаментальным международным и конституционным правам личности, лишенным личной свободы в результате административного ареста, нуждается в безотлагательной коррекции в сторону усиления его правозащитных начал.

 

Эксперт

доктор юридических наук, профессор                                                              М. Когамов