Директор НИИ Правовой политики и конституционного законодательства выступил с докладом на международной конференции в институте Евразийской интеграции

Директор НИИ правовой политики и конституционного законодательства Университета КАЗГЮУ С. Ф. Ударцев выступил с докладом «Конституционная реформа 2017 года в Казахстане как ответ на вызовы глобализации» на международной научно-практической конференции «Модернизация 3.0: рухани жаңғыру» в Институте Евразийской Интеграции, в сессии «Конституционная реформа в контексте третьей модернизации Казахстана» (Астана, 25 августа 2017 г.).

В докладе были выделены три момента конституционной реформы. В выступлении отмечалось: «Противоречивость процессов глобализации, протекающих в мире, в которые, так или иначе, вовлечены все государства и народы, яснее проявилась в условиях мирового экономического кризиса и глобальной «турбулентности» сопровождающих продолжающееся переформатирование мирового порядка.

Выступая на церемонии подписания Закона об изменении и дополнении Конституции 10 марта 2017 г., Президент Республики Казахстан отметил, что «стремительная технологическая революция в современном мире формирует новую реальность в глобальной экономике… Обновленная Конституция – это наш ответ на вызовы времени».[1]

Казахстан, в свое время отказавшийся от ядерного оружия, ориентирующийся на приоритетность экономического развития и создание максимально привлекательных условий для иностранных инвестиций, как известно, относится к странам, придерживающимся курса многовекторного нейтралитета во внешней политике и стремящихся поддерживать сбалансированные ровные отношения со всеми ведущими странами мира. В изменяющейся глобальной ситуации такие страны оказываются перед необходимостью более внимательно отслеживать соответствие их долгосрочным национальным интересам и национальной безопасности тенденций развития международных отношений, содержания международно-правовых документов.

Вызовы времени и противоречивость глобализации были учтены в ходе конституционной реформы 2017 г. Я остановлюсь кратко на трех ее элементах.

  1. Перераспределение полномочий между государственными органами, которое несколько скорректировало казахстанскую модель разделения и взаимодействия властей, обеспечило некоторое усиление полномочий и ответственности Правительства и Парламента Республики, на передачу им части полномочий Первого Президента.

Первый Президент страны, как историческая фигура, стоящая у основания государства, организовавшая вывод страны из кризиса после распада СССР, формирование системы органов и определяющая стратегию и политику нового государства, обеспечившая строительство новой столицы, продвинувшая страну в региональные лидеры и сделавшая ее известной в мире, естественно, сконцентрировал значительные полномочия.

На новом этапе развития государства потребовалась их определенная деконцентрация.

В условиях противоречивых процессов глобализации и кризисных явлений в глобальной политической системе неизбежно необходимо укрепление государства для его выживания.

Слабое государство может просто не выдержать происходящих и, возможных предстоящих глобальных потрясений.

Сильное и эффективное государство, увеличивает его поддержку другими странами и тем самым еще более умножает его силу. Ослабление государства может запустить процессы уменьшения его поддержки на международной арене и внутри страны. Как показывает международный опыт, это чревато дестабилизацией, социальными конфликтами, распадом государств. Разумное усиление правового государства на современном этапе – общая закономерность устойчивого развития государства и политической системы.

Некоторая разгрузка Президента при сохранении им всех наиболее существенных полномочий и фактического контроля в той или иной форме за элементами полномочий, передаваемых Правительству и Парламенту, не ведет к ослаблению государства.

Таким образом, по итогам конституционной реформы 2017 г. мы видим шаги в сторону формирования сильного государства с обновленным контуром границ инициативы и повышения ответственности высших государственных органов и более широкого круга должностных лиц. Это важно в связи с задачами, намеченными в стратегии «Казахстан – 2050», а также для повышения устойчивости государства и общества к различным ситуациям в обозримом будущем.

  1. Второй момент – конституционное закрепление создания Международного финансового центра «Астана» с особым правовым режимом для улучшения инвестиционной привлекательности страны (п. 3-1 ст. 2 Конституции).

В условиях глобализации активизируется взаимовлияние, взаимопроникновение правовых семей (в частности, англо-американского и континентального права), при всем их значительном различии по доктрине, принципам, институтам, источникам права. Происходит постепенный процесс их частичной и при этом усиливающейся конвергенции.

Эти процессы имеют во многих странах длительную историю. Например, на американском континенте в ряде стран сложились национальные правовые системы, включающие элементы разных правовых семей (с учетом политико-правового контекста до и после независимости). Так, США пережили процесс соадаптации права составивших страну штатов – бывших колоний Великобритании (где действовало англо-саксонское право) и присоединенной в период президентства Т. Джефферсона к США выгодно купленной бывшей колонии Франции Луизианы (на ее территории позже возникло несколько штатов), с доминирующим в ней континентальным правом.

В условиях глобализации многоплановое взаимодействие крупных правовых суперсистем, объединяющих десятки национальных систем, происходит в разнообразных формах. Одной из них является создание зоны преимущественно иной правовой системы в национальном праве, что и предполагается создать в Казахстане для дополнительного привлечения иностранных инвестиций.

В случае, если опыт создания Международного финансового центра «Астана» окажется успешным для развития национальной экономики, этот эксперимент может быть полезен и для других стран.

3.Третий момент. Как известно, в Конституции 1993 г. содержалась романтически доверчивая формула о том, что нормы всех международных договоров, заключенных Казахстаном, имеют приоритет перед нормами законов Республики. В Конституции 1995 г. уже говорилось о приоритете перед законами только ратифицированных международных договоров. Это положение сохранено, но дополнено положением о том, что «Порядок и условия действия на территории Республики Казахстан международных договоров, участником которых является Казахстан, определяются законодательством Республики» (п. 3 ст. 4 Конституции).

В условиях происходящих на фоне процессов глобализации и мирового кризиса политических конфликтов, все заметнее становится наличие особых интересов государств из группы стран-лидеров, «двойных стандартов» в международной политике и информационном противостоянии, а также ситуативного толкования и применения международного права, с учетом интересов доминирующих стран-лидеров. Само международное право и международные организации, предназначенные для согласования и гармонизации интересов всех стран и народов, нередко выступают как правовые и институциональные системы, обслуживающие также, а порой и преимущественно, интересы наиболее развитых государств планеты.

Кроме того, международное право находится в активном развитии, движении, в процессе конкурентной интерпретации и состязательного применения международными организациями, международными судами, отдельными странами. Некоторые международно-правовые документы приняты много лет назад и не вполне соответствуют современным реалиям и могут даже отставать от национального законодательства, которое способно пережить за это время несколько волн обновлений. Однако в силу возникающих противоречий между различными странами по тем или иным вопросам, они часто не могут быть оперативно изменены, требуется долгий переговорный процесс, поиск компромиссов.

Констатируя, что главная тенденция в развитии соотношения международного и национального права – приоритет международного права, в то же время нельзя не отметить, что в современных условиях проявления противоречивости процессов глобализации, национальные государства вынуждены страховаться и вводить в конституции некоторые оговорки.

В то же время следует заметить, что понятие «законодательство» в теории права имеет узкий смысл – законы и широкий смысл – вся система нормативных правовых актов, принимаемых всеми государственными органами. Но при этом смысл данной конституционной нормы не должен быть безразмерно «резиновым». Конституционному Совету своим официальным толкованием, очевидно, придется определить «берега» новой нормы, которая пока может восприниматься в слишком широком смысле, выходящим за пределы разумного.

В целом, для реализации новых конституционных норм еще требуется большая работа.

Итак, мы видим продолжение формирования новой модели сильного государства с обновляющимися контурами полномочий и ответственности государственных органов. Эта модель, а также необходимость учета меняющегося соотношения сил на международной арене, новых тенденций и противоречий в системе международных отношений, в контексте стратегии «Казахстан – 2050» должны быть учтены в новой Концепции правовой политики Республики на период после 2020 г. и в программе модернизации общественного сознания».

На конференции выступили: Е.Ж. Бабакумаров, заместитель руководителя Канцелярии Премьер-Министра РК; З.К. Шаукенова, директор КИСИ при Президенте РК, д.социол. н.; З.Е. Кабульдинов, диретор Института истории и этнологии им. Ш. Уалиханова КН МОН РК, д.ист.н.; Б. Абдитгалиулы, руководитель научно-исследовательского центра «Сакральный Казахстан», к.полит.н.; Е.К. Нурпеисов, главный научный сотрудник Института истории государства КН МОН РК, к.ю.н.; Фюнда Гювен, проф. Университета Висконсин-Мэдисон (США) и ассистент профессора Назарбаев Университета; Е.Б. Абдрасулов, профессор ЕНУ им. Л.Н. Гумилева, д.ю.н.; М.М. Шибутов, политолог; и др. Модератором выступил Г.С. Ныгыметов, директор Института Евразийской интеграции.

Статьи, подготовленные по выступлениям участников, будут опубликованы в сборнике материалов конференции.

[1] Выступление Нурсултана Назарбаева на церемонии публичного подписания Закона «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан». 10 марта 2017 // Официальный сайт Президента Республики Казахстан – http://www.akorda.kz/ru/speeches/internal_political_affairs/in_speeches_ and_addresses/vystuplenie-nursultana-nazarbaeva-na-ceremonii-publichnogo-podpisaniya-zakona-o-vnesenii-izmenenii-i-dopolnenii-v-konstituciyu-respubliki-ka (13.06.2017 г.).