Профессор М.Когамов выступил на круглом столе «Предупреждение пыток в местах ограничения и лишения свободы»

03.03.2017 года Директор НИИ уголовно-процессуальных исследований и противодействия коррупции Университета КАЗГЮУ, Председатель Общественного совета по вопросам деятельности органов внутренних дел РК, доктор юридических наук, профессор Марат Когамов принял участие и выступил с приветственным словом, а также докладом  на круглом столе «Предупреждение пыток в местах ограничения и лишения свободы: диалог государства и общества». Кроме того, он выступил модератором одной из сессий круглого стола.

В своем приветственном слове М. Когамов отметил интернациональный и непрерывный  характер рассматриваемой проблемы и привел ряд данных.

Так, в 1984 году ООН приняла Конвенцию против пыток, в 1998 году Казахстан к ней присоединился, а в 2011 году, то есть спустя 13 лет, ввел в УК РК 1997 года статью 141-1 «Пытки». То есть признание пыток в уголовном процессе произошло далеко не сразу, как это происходит и с их раскрытием и расследование, которые не отличаются особой активностью несмотря на многочисленные сигналы об этом явлении в уголовном судопроизводстве.

Так, в 2015 году из 640 официальных сигналов о пытках до суда доведено 12 уголовных дел, как правило, все – Специальным департаментом Генеральной прокуратуры. Из 702 сигналов о пытках, зарегистрированных в 2016 году, в суды направлено 10 уголовных дел. Также все расследования проведены этим же Департаментом.

В своем докладе М. Когамов остановился на исторической значимости присоединения Казахстана к Конвенции ООН протии пыток, однако заметил, что концептуально реализация его ключевых норм по созданию эффективного механизма по предотвращению пыток в действующем праве РК произошла еще не полностью. По его мнению, такой механизм также должен включать: в УК – совокупность норм об уголовной ответственности за различные проявления пыток; в УПК –  самостоятельную главу по расследованию и рассмотрению в судах дел о пытках; в УИК –  специальную главу по обеспечению безопасности осужденных, подвергнутых пыткам, на период расследования данных случаев и позднее.

Отдельно он остановился на работе Общественного совета по вопросам деятельности органов внутренних дел и рассмотрении им еще 15 июля 2016 года на уровне такой формы общественного контроля, как общественное слушание, вопроса о противодействии пыткам в уголовно-исполнительной системе органов внутренних дел. В итоговом протоколе данного Слушания нашли отражение более 20 рекомендаций Совета, в том числе по вопросам, которые стали предметом обсуждения в ходе настоящего круглого стола. М. Когамов назвал этот протокол прецедентным, содержащим рекомендации, рассчитанные на ближайшую и историческую перспективу. Он остановился на смысле и содержании отдельных рекомендаций протокола. Более того, обратился к присутствующим, в частности, к участникам Национального Превентивного Механизма и Общественных Наблюдательных Комиссий в областях  с пожеланием внимательно изучить этот протокол, размещенный на сайте МВД, и своевременно информировать Общественный совет о ходе его реального исполнения на местах, особенно в учреждениях УИС.

В качестве практического примера он привел Меморандум, заключенный 23 февраля т.г. между Союзом адвокатов и КУИС МВД, по вопросам доступа к правосудию заключенных под стражу и осужденных лиц. Инициатива принятия Меморандума исходила от Общественного совета и была зафиксирована 15 июля 2016 года в вышеназванном итоговом протоколе Общественного слушания. Принятие Меморандума также может рассматриваться в  качестве важного шага на пути противодействия пыткам в сфере уголовного процесса.

В развитие темы круглого стола М. Когамов привел свои исследования, выполненные по заказам международных и национальных правозащитных организаций по вопросам анализа законодательства РК:

— о смертной казни и пожизненном лишении свободы;

— о национальном превентивном механизме и общественных наблюдательных комиссиях;

— о специальных приемниках и приемниках-распределителях органов внутренних дел.

Данные исследования также содержат широкий круг рекомендаций, направленных на усиление правозащитного потенциала общества и государства, в том числе в части предотвращения пыток в отношении уязвимых категорий лиц.