Профессор Когамов М.Ч. принял участие на конференции по обсуждению вопросов системы правосудия для несовершеннолетних

20-21 ноября 2017 в Верховном суде РК прошла конференция Диалоговой площадки, посвященная обсуждению вопросов системы правосудия для несовершеннолетних. Она была проведена при поддержке Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) в Казахстане и Делегации Европейского союза в Казахстане. Кроме того, в рамках Диалоговой площадки прошла серия мероприятий, в том числе 13 тематических диалоговых площадок, на которых были разработаны рекомендации по ряду вопросов в отношении реализации прав детей в Казахстане.

В частности, доктора юридических наук, профессора М.Ч. Когамов и И.Ш. Борчашвили внесли предложение о включении нового основания освобождения от уголовной ответственности в Уголовный кодекс Республики Казахстан (ниже приводится текст)

О введении

нового основания освобождения от уголовной ответственности: «Освобождение от уголовной ответственности в связи

с вовлечением лица в проекты и программы

социальной реабилитации и реинтеграции»

УК и УПК Республики Казахстан стабильно регламентируют различные основания освобождения лица, совершившего уголовное правонарушение, от уголовной ответственности (ст.ст. 65-70, 83 УК), влекущие прекращение уголовного дела либо вынесение обвинительного приговора с освобождением лица от уголовной ответственности (п. 12 ч. 1 ст. 35, ст. 36, п. 2 ч. 2, ч. 5  ст. 393 УПК).

Кроме того, УК и УПК закрепляют принудительные меры воспитательного характера, применяемые к несовершеннолетним (ст.ст. 84-85 УК, ст.ст. 530-545 УПК) и принудительные меры медицинского характера к лицам, совершившим деяния в состоянии невменяемости; у которых после совершения уголовного правонарушения наступило психическое расстройство, делающее невозможным назначение или исполнение наказания; совершившим уголовное правонарушение и страдающим психическими расстройствами, не исключающими вменяемости; совершившим уголовное правонарушение и признанным нуждающимися в лечении от алкоголизма, наркомании или токсикомании (ст. 91 УК, п. 15 ч. 1 ст. 390, ст.ст. 509-524 УПК).

Таким образом, освобождение от уголовной ответственности до суда и в суде может иметь место по определенным основаниям, зачастую сопровождаемым различными принудительными мерами уголовно-правового воздействия.

Иначе говоря, УК и УПК не предусматривают в качестве самостоятельного основания освобождения от уголовной ответственности такого его вида, как освобождение от уголовной ответственности в связи с вовлечением субъекта уголовного правонарушения в программы и проекты, связанные  с различными видами социальной реабилитации и социальной реинтеграции, реализуемые различными субъектами гражданского общества в рамках государственного социального заказа. Это не допустимо и существенно снижает предупредительные начала уголовного права и уголовного процесса, а также активность гражданского общества в сфере противодействия преступности.

Данное основание, в случае его введении в УК и УПК, следует рассматривать в качестве разумной альтернативы уголовной ответственности и наказания лица, к тому же, не связанной с иными мерами уголовно-правового воздействия.

Однако его применение следует распространить только на лиц, совершивших уголовные проступки, преступления небольшой и средней тяжести при условии возмещения ими вреда потерпевшему и с учетом иных обстоятельств уголовного дела.

К примеру, если наркозависимое лицо совершило кражу ради получения средств для продолжения незаконного употребления наркотиков, перед ним необходимо (при наличии предлагаемого основания в УК и УПК) поставить условие: либо он под контролем специализированных субъектов гражданского сектора общества пройдет лечение от наркомании в соответствующих медицинских организациях, либо будет привлечен к уголовной ответственности с применением к нему принудительных мер медицинского характера от наркомании.

Другой пример. Лицо совершило кражу и объективно может быть привлечено к уголовной ответственности и наказанию, но при этом оно не нуждается ни в принудительных мерах воспитательного воздействия, ни в принудительных мерах медицинского характера. Это также может служить условием для применения вышеуказанного основания освобождения от уголовной ответственности и т.д.

Таким образом,

— в УК это может быть новая статья 70-1 «Освобождение от уголовной ответственности в связи с вовлечением лица в проекты и программы социальной реабилитации и реинтеграции» с соответствующим набором уголовно-правовых признаков применения этого основания.

— в УПК ничего вводить не потребуется, поскольку данное основание к прекращению производства по уголовному делу или постановлению обвинительного приговора с освобождением от уголовной ответственности будет подпадать под действие норм п. 12 ч. 1 ст. 35, ч. 1 ст. 36 и ч. 5 ст. 393 УПК.